^Вверх

Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

2018 07 12

ОКТЯБРЬ

shmelev

Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950), писатель.

Родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье.

Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались рабочие-строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки — всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой шмелёвской прозе. Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета (1898 г.).

После года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах Московской и Владимирской губерний, где встретил прототипов героев своих первых произведений. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895. В 1897 г. в Москве вышла книга его очерков «На скалах Валаама», которая подверглась слишком сильной цензуре и успеха не имела. Прозаик замолчал на целое десятилетие.

Возвращение к творчеству произошло под влиянием революционных событий 1905 г. Наиболее значительное произведение этого периода — повесть «Гражданин Уклейкин» (1908 г.). Знаменитым Шмелёва сделала повесть «Человек из ресторана» (1911 г.), увидевшая свет в одном из сборников.

В период Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял, и Гражданской войны Шмелев выступал с осуждением войны «вообще» как массового психоза здоровых людей.

В 1922 г. писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не простил новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931 г.), «Богомолье», «Лето Господне» произведения, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному языку, подобного которому до Шмелёва русская литература ещё не знала. Умер 24 июня 1950 г. в Париже.



obruchev

Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956),геолог географ, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии.

Родился в селе Тверской области в семье офицера.

В 1881 г. окончил реальное училище и поступил в Петербургский горный институт. Получил назначение в Иркутскую губернию на должность геолога. Здесь Обручев занялся изучением запасов слюды и ляпис-лазури — синего камня, применявшегося для изготовления украшений.

В 1890 г. он предпринял разведку золотоносного района, а годом позже получил приглашение Русского географического общества принять участие в экспедиции, направляющейся в Китай и Южный Тибет. Находясь в составе отряда, учёный работал в Северном Китае, где открыл несколько новых хребтов и нашёл месторождения каменного угля.

За время экспедиций он собрал фундаментальные сведения по географии и геологии Центральной Азии. Письма Обручева из Китая, его статьи и путевые заметки печатались во многих изданиях. Из Китая географ вернулся учёным с мировым именем.

В 1900—1901 гг. был издан его труд «Центральная Азия, Северный Китай » (в двух томах). В 1901 г. Владимир Афанасьевич вновь уехал в Сибирь — изучать Ленский золотоносный район. Он принял приглашение Томского технологического института возглавить кафедру геологии и организовать горное отделение.

В 1920 г. учёного избрали профессором по кафедре прикладной геологии во вновь организованной Московской горной академии. Обручев написал ряд научно-популярных работ, а также научно-фантастический роман «Плутония» (1915 г., опубликован в 1924 г.). Перу его принадлежат также приключенческие книги: «Земля Санникова» (1924 г.), «Золотоискатели в пустыне» (1928 г.). О собственных экспедициях он рассказал в очерках «Мои путешествия по Сибири» и других.

Умер 19 июня 1956 г. в Москве.


dorizo

Николай Константинович Доризо поэт родился (1923 – 2011) года в станице Павловской Краснодарского края в семье адвоката.

Стихи Коля начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938 году в газете «Пионерская правда».

Среднюю школу Доризо окончил в 1941 году в Ростове-на-Дону, и буквально со школьной скамьи ушел на фронт, участвовал в боях на Черноморском побережье. Также в годы Великой Отечественной войны он работал литературным сотрудником в редакции окружной газеты «Слово бойца». В 1942 году на фронте, еще не будучи профессиональным поэтом, Николай написал стихотворение «Дочурка». И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту и была пронесена солдатами до конца войны.

Военные годы наложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь и мировоззрение поэта, и конечно на его творчество. Стихи «Мы Керчь покидали с боями», «В Бухенвальде», «Военные поезда», «О тех, кто брал Рейхстаг», «Варна»… и ряд других его произведений патриотической лирики основаны на реальных событиях, участником некоторых из них был и сам автор.

Вернувшись домой, Доризо поступил на историко-филологический факультет Ростовского государственного университета. В том же году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах». В 1957 году Николай окончил Высшие литературные курсы. После первой книги стали выходить и следующие сборники стихов и поэм Доризо, среди которых: «Мы – мирные люди», «Стихи», «Верю, люблю, пою!», «Имя мое – человек», «Избранное», «Люблю писать в дороге…», и многие другие. Но наиболее известен Доризо как поэт-песенник. Он автор стихов к песням «Огней так много золотых на улицах Саратова», «Но как на свете без любви прожить», «Почему ж ты мне не встретилась…», ставшим, по сути, уже народными. Многие стихи поэта были положены на музыку и стали популярными песнями, а также визитными карточками многих советских фильмов. Картин, в которых звучат его песни, более полусотни – это знаменитые ленты «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове», «Девушка с гитарой», «У тихой пристани», «Простая история», «Увольнение на берег», и другие.

Творчество Доризо очень многогранно, в нем присутствует и лирико-эпический жанр, представленный поэмами – «Утро после самоубийства», «Место действия – Россия», «Андрей Желябов», «Яков Джугашвили». В них – оригинальность, яркость, неожиданность поворотов сюжетной линии. Печатался Николай Константинович и как драматург. Вышло несколько томов его драматических произведений. Признание заслужили и его исследования творчества А. Пушкина. Член Союза писателей СССР, Секретарь Правления Союза писателей РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького и т.д.. Николай Константинович Доризо скончался 31 января 2011 года. Сегодня его песни по-прежнему звучат на радио, телевидении и в обычной жизни.


galich

Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился ( 1918 – 1977) г. в Екатеринославе в еврейской интеллигентной семье.

В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923-м году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт  и в Оперно-драматическую студию . Но Литературный институт бросил. Через три года Галич оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова. В феврале 1940-го года студия дебютировала спектаклем «Город на заре», авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Когда началась война, Галича призвали в армию.

Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попадает в театр, в котом работает. Отсюда Галич уезжает в Ташкент и начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев. В ранний период своего творчества, Галич написал несколько пьес для театра — «Вас вызывает Таймыр», «Пути, которые мы выбираем», а также сценарии фильмов «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Высоцким и  Окуджавой). В этом жанре Галич сформировал свое направление.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская Тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили показывать, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой отечественной войне.

В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим.

Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром» — подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши. В 1972-м году, после третьего инфаркта, Галич получает вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.

Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС, все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует также версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность. Согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучала ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай.