^Вверх

Семья – одна из важнейших ценностей человечества с самых древних времён. И каждая семья на протяжении многих поколений вбирает в себя историю, культуру, традиции и обычаи, без которых трудно представить себе её жизнь именно сейчас.

Самое важное в казачьей семье – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь рода, личная ответственность родителей за воспитание детей. И нравственные устои не были придуманы искусственно, а складывались веками, вместе с народными традициями, с помощью которых создавались основы трудового и морального, умственного и физического, эстетического и религиозного воспитания. Семейный союз у казаков пользуется большим уважением.
Глава семьи – отец, с него спрос за всё! В случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В казачьем обществе к женщине относились с таким уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Кто бы ни была женщина, надо было беречь и защищать её, ибо женщина – будущее народа. Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почётом, он считался носителем традиций и семейной памяти, и неуважение к старикам было прегрешением.
Семьи казаков были большие, существовали трёх-четырёх поколенные семьи; одна семья могла насчитывать 25 человек, а то и более. Этому способствовали особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до её начала, относительная замкнутость семейного быта.
Богаты казаки и традициями, в число которых входили совместные трапезы. Проводились они после окончания промысловых работ, во время проводов на службу или встреч с неё. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.


Рождение ребёнка в семье казака – всегда радостное событие для всей большой семьи. Воспитание детей – это отдельная традиция, становление характера начиналось практически с самого рождения, с приобретением основных навыков и знаний.
У каждого новорождённого казака или казачки помимо кровных отца и матери были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее, подходили к этому очень серьёзно и ответственно. Крёстного подбирал отец – это должен был быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого можно многому научиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно хотя бы немного старше её возраста.
Если в семье рождался казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина, и спрос с него был зачастую больше, чем с отца! Задача крёстной – воспитание в нём отношения к девушке-казачке как к жене, матери и хозяйке.
Если же рождалась казачка, то основную роль в воспитании играла крёстная, формируя в девочке женщину-казачку, заботливую жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в этом случае прививал отношение девушки к казаку как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика, оно праздновалось широко, громко. Рождение мальчика – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, «разорительница».
До семилетнего возраста казачок жил на женской половине дома. Мать вкладывала в сына любовь к родной земле, к истокам, чувство гордости за свой род; приучала с малых лет к труду, уважению и почитанию дедов, совместно с которыми казачк; обучали верховой езде, стрельбе, кулачному бою, владению нагайкой. Всё, что давалось казачонку, формировало его личность воина, любящего свою Родину, защитника своей земли, семьи, рода.
Характер казачонка формировался благодаря тому, что он видел в семье, отношению взрослых друг к другу: о чём они говорят, о чём поют, какие поступки совершают. И это всё настоящее, и так же будет поступать он сам.
Формировали характер будущего воина и игры со сверстниками. Они были таким же наследием и традициями, направленными на воспитание и развитие казачат. Проходили они под присмотром станичных стариков, которые присматривали за детьми и строго за ними следили, наставляя и направляя на нужный путь. В такие игры казаки играли почти всю свою жизнь.
После семи лет казачка забирали на мужскую половину дома, и за воспитание будущего воина принимались отцы, братья, опытные казаки. Боевые приёмы, стрельба на скаку, рубка лозы шашкой, преодоление препятствий, владение пикой – вот лишь немногое из того, чему обучались казачки и чем они должны были овладеть до службы в армии.
Маленькую казачку воспитывали иначе. Рождение девочки праздновали не так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет маленькой казачки тоже было радостью – девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву, и дерево росло вместе с девочкой на родимом подворье и как бы опекало новоявленную казачку.
В будущей жене и матери развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость, формируя настоящий женский характер, внушая, что самое главное в жизни – это крепкая семья и достаток. Девочек-казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию, в игровой форме – обшивали кукол, а учились на всю жизнь. При этом девочки с ранних лет привыкали к тяжёлому труду по хозяйству, но была и особая работа – нянчить младших. Годовалого младенца могла нянчить трёхлетняя девочка! Пятилеток-то уже в няньки «в люди» отдавали.
К братьям девочки относились с огромным уважением, и не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы, а возвращались домой через десяток лет закалёнными бойцами.
Важную роль в казачьей семье, в том числе в воспитании девочки, играла бабушка: муж на службе, жена на работе, и поэтому воспитание молодого поколения лежит на плечах бабушки. Личный пример нравственности, религиозности, умения вести домашнее хозяйство – всё это давала девочкам-казачкам бабушка.

Ну а когда девочка становилась девушкой, то покупали ей серебряное колечко и вручали с наставлениями, что она теперь «не дитё, а барышня» и вести себя должна иначе: на неё «женихи смотрят». Юных казачек учили выглядеть красиво и с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться. Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной. Колечко на левой руке означало, что перед нами «хваленка» – пускай ещё «не на выданье», но о ней уже можно думать как о невесте. С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.
Муштры в воспитании девушек не было, тем не менее казачки могли постоять за себя, многие из них умели обращаться с конём и оружием, при случае помогая казакам в боях.
Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков, и против воли дочерей замуж не отдавали.

В богатой традициями истории казачества среди основ уклада казачьей общины главной ценностью всегда была крепкая семья. Семья – святыня брака! Семья – основа казачьего общества!

На фото Урядник Ермаковской станицы 1-го Донского округа Области Войска Донского Никита Ершов с женой и десятью сыновьями (Пиман, Владимир, Григорий, Василий, Андрей, Пётр, Митрофан, Иван, Семён и Стефан), 1910 г.

foto 06 07 2022 13 51