^Вверх
Имя Антона Семеновича Макаренко известно, наверное, во всех уголках земного шара.
Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г.Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил четырехклассное училище в Кременчуге, а затем педагогические курсы. С 1905 по 1914 год работал учителем. С 1914 по 1917 год учился в Полтавском педагогическом институте. После окончания учебы переехал в Полтаву.
В детстве Антон Семенович был болезненным, слабым ребенком /врожденный порок сердца, плохое зрение/, часто подвергался издевательствам со стороны сверстников. Поэтому он больше общался с книгами. И вскоре стал образованнейшим человеком своего времени.
В 1905 году, будучи совсем юным, хотел жениться на дочери зажиточного мужика, Поле Мироновой, своей ученице. Но его отговорили поп с попадьей Григоровичи.
Григорович часто присылал свою жену Елизавету Фёдоровну проведать подопечного. Видимо, у попадьи действительно нашлись сильные слова, правда, кончилось всё совсем не так, как того хотел бы её муж. Елизавета Фёдоровна ушла от Григоровича к Макаренко, который был на восемь лет младше её. Скандал в маленьком Крюкове случился страшный, отец даже выгнал Антона из дома. Но своего решения юноша не поменял. Макаренко только исполнилось 20 лет.
Трудно сказать, чем так очаровала молодого учителя замужняя женщина, старше его, далеко не красавица с лицом, изуродованным угревой сыпью. С ней резкий и угрюмый Макаренко, становился улыбчивым, мягким и покладистым. Их отношения длились 20 лет. Но официально жениться на бывшей попадье, Макаренко так и не рискнул, опасаясь недовольства со стороны советской власти.
Именно жене Макаренко после революции предложили возглавить колонию для беспризорников. А уж она уступила это место Антону.
Родной брат Антона Макаренко, Виталий, был белогвардейским офицером и в начале 1920-х эмигрировал. В России у него остались жена и дочь, с семьёй он так никогда и не воссоединился. Антон Макаренко, не имевший родных детей, воспитывал племянницу Олимпиаду, а с братом переписываться вскоре перестал.
Со своей будущей женой, Галиной Салько, Антон Макаренко познакомился, когда она фактически была его начальницей. Она работала в Наркомпросе, в ведомстве которого находилась колония имени Горького, и где педагогу-новатору не благоволили («казарма»!). Однажды она приехала в колонию как инспектор — с немалым предубеждением. Однако, пробыв два дня, была совершенно очарована и атмосферой, и результатами, и… основателем. Она не только разглядела в нём педагогического гения, но и, как сама потом рассказывала, попросту влюбилась. У нее был сын, которого Макаренко с любовью принял и воспитал, как родного. Брак с Галиной Салько они официально зарегистрировали только в 1935 году.
В 1920 году по решению Полтавского Губнаробразования была создана трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей… Теперь все мы знаем, как это было. Нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им:
-вы здесь хозяева. Нет кроватей – сделайте для себя кровати, нет столов – сделайте столы, сделайте стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери…
Так начиналась трудовая колония. Год спустя она получила имя Максима Горького. Руководителем одной из таких колоний стал 32-летний Антон Макаренко.
Вначале в колонии было пять великовозрастных /17-18 лет/ преступника. Педагоги вели занятия, обеспечивали едой. Но молодые парни ничего не хотели делать, они уже усвоили, что можно жить, и не работая. Характеры большей частью развращенные, исковерканные. Педагоги вместе с А.С.Макаренко читали педагогическую литературу, чтобы найти способы воздействия на своих подопечных. В то время никакой педагогической теории воспитания коллектива не существовало.
Это были голодные двадцатые годы, годы разрухи после революции и двух войн. А нужно было жить, есть. Антон Семенович решил – вначале нужно работать, организовать труд и учебу. Для организации труда и учебы подростков Макаренко придумывает систему самоорганизации детей. Разбивает их на отряды / по 15 человек/. Утром учатся, после обеда работают.
И здесь происходит драматический эпизод, который чуть не стоил педагогу жизни. На отказ идти в лес пилить дрова, Антон Семенович дает одному из подростков пощечину и жестко требует или работать, или всем убираться из колонии. И удивительно, этот моральный взрыв человеческого возмущения, негодования подействовал самым положительным образом. Правонарушители идут работать. С этого дня Антон Семенович решил уже спуска не давать, а неуклонно требовать труда и учебы от воспитанников.
Макаренко никогда не отделял себя от ребят, с которыми ему приходилось иметь дело. Жил там же, где и они, а иногда и в худших условиях. Ел со всеми вместе. Одевался так же просто и бедно. Трудился так же регулярно и тяжело.
Свою зарплату часто даже не видел — отправлял все в фонд колонии или переводил кому-то из выпускников.
Макаренко был человеком эмоциональным и в общении с воспитанниками не скрывал этого. Однажды он прочитал в педагогическом журнале совет педагогам разговаривать всегда ровным голосом, и его это возмутило. «С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по настоящему, а не так что — не то сердится, не то педагогическую мораль разводит».
Антон Макаренко придавал очень большое значение эстетике и аккуратности. Для него это были не мелкие детали, а очень значимые. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был», — писал Макаренко. Он также был убеждён, что столы в столовой непременно должны быть накрыты белыми скатертями, а не клеёнками: «Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти». И так — во всём, считал он.
Он никогда не болел, не брал отпусков. Ложился в 13 часов и вставал в 6 утра вместе со своими воспитанниками. Антон Семенович всю жизнь учился.
Любили ребята заходить к нему в кабинет и подолгу тихо сидеть, чем-нибудь занимаясь. А за глаза называли его любовно Антоном».
Из личного опыта он понял, что нельзя делить детей по способностям, устраивать всякие конкурсы, чтобы не травмировать психику детей.
Он сам был живым примером для подражания. В походе в Крыму истер ноги в кровь сапогами, но так как решение было принято продолжать поход, он терпел боль, но шел. Уже находясь в Москве, в 1937,1938 годах переписывался со своими воспитанниками. Одному советовал не бросать врачебное дело, другому обещал устроить печатание стихов при условии их талантливости.
За три года колония им.Горького превратилась в сильный стойкий коллектив. Макаренко знал, чтобы расти дальше, им нужно преодолевать новые трудности. Вышло решение о присоединении колонии к Куряжскому дому беспризорных детей. И здесь педагога вновь ждали огромные трудности. В детском доме все разворовано, педагоги где-то прячутся, дети в лохмотьях приходят только за едой, а днем промышляют в городе. Девочки унижены, оскорблены. При виде этого безобразия вновь ярость овладела Антоном Семеновичем. Он сказал себе, дал слово, что защитит этих бедных, бледных девочек, перевоспитает полностью разложившихся подростков. И он его выполнил.
Но успешная работа Макаренко в горьковской колонии не давала покоя завистникам. Они писали доносы Н.К.Крупской. В результате Макаренко был освобожден от занимаемой должности. Хотя колонию посещали иностранные делегации, члены которой плакали, видя, как вчерашние беспризорники играли Бетховена, Моцарта.
Помог писатель М.Горький. Они переписывались с 1925 по 1935 год. Писатель всячески поддерживал все начинания Макаренко. Воспользовавшись своими связями, М.Горький пристроил Макаренко заведующим в большую колонию имени Дзержинского под Харьковом. Антон Семенович взял с собой лучших педагогов и часть воспитанников из колонии имени Горького и приступил к работе. Здесь он ставил еще большие задачи перед подростками.
Вначале коммунары делали мебель, затем коммуна купила станки и стала выпускать первые в СССР электрические сверлилки. А дальше на базе коммуны заработал первый в СССР завод фотоаппаратов. Дети с 14-15 лет уже были слесарями, оптиками, начальниками цехов. Коммуна полностью себя окупала. В ней царила чистота, везде росли клумбы с розами. Дети занимались спортом, клубной работой. Заканчивая созданный при коммуне рабфак, поступали в вузы и втузы.
Коммуна под руководством Макаренко первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение.
Заработанное каждым коммунаром делилось так: сначала удерживалась стоимость питания, отопления, одежды. Из остатка четверть отчислялась на сберкнижку коммунара (эти деньги он получал по достижении совершеннолетия), другая четверть — на содержание младших воспитанников, которые еще не работали, одна восьмая шла в кассу взаимопомощи (оттуда оплачивались стипендии тем, кто после коммуны шёл учиться в институт, и приданое девочкам на свадьбу) и, наконец, три восьмых отдавались на руки коммунару. И сумма выходила раза в три больше, чем у взрослых рабочих.
Дела шли настолько хорошо, что предприятием заинтересовалось НКВД. Однажды в кабинет Макаренко зашли двое вежливых молодых людей и сказали, что завод становится собственностью НКВД, а все коммунары - наёмными рабочими со стандартной зарплатой. Антон Семёнович пытался возражать, говорил, что это перечеркнёт всю образовательную систему. Но тщетно. К тому же, над ним опять сгустились тучи. Сначала его понизили в должности до помощника по педагогической части, а после и вовсе перевели в Киев на бюрократическую работу.
К этому времени ухудшается и здоровье педагога. Помучившись без любимой работы два года, он просит отставки и уезжает в Москву с супругой, Галиной Стахиевной Салько, и её сыном Львом.
В Москве он выступает с докладами о педагогике, редактирует «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». В 1936 выходит научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса», в 1937 выходит 1 часть «Книги для родителей», которая не утеряла своей научного и практического значения и по сей день.
За период с 1937 по 1939 гг. Макаренко опубликовал около 60 своих научных работ.
Указом Президиума Верховного Совета от 31 января 1939 года педагог награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Всю жизнь был беспартийным, возможно, причина тому — младший брат Виталий, офицер добровольческой армии, эмигрировавший во Францию. Во всех анкетах Антон Макаренко вынужден был регулярно упоминать этот «порочащий» его факт. Но озлобленности на брата не было. Антон воспитывал дочку Виталия — Олимпиаду, которая впоследствии стала матерью известной российской актрисы Екатерины Васильевой.
1 апреля 1939 года на станции Голицыно Макаренко пытался помочь занести старушке чемоданы в вагон. Внезапно упал и скончался от разрыва сердца.
Евгений Балабанович, автор официальной биографии Макаренко, опубликованной в 1951 году, писал: «1 апреля 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только: “Я писатель Макаренко”, — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы».
Жена даже не пришла на его похороны, сославшись на плохое самочувствие. Зато пришли ученики - те самые бывшие малолетние преступники. Кстати, среди учеников Макаренко особенно много учителей. А труды Антона Семёновича до сих пор пользуются огромной популярностью.
Среди его воспитанников — 5 орденоносцев и героев Великой Отечественной войны.
Это Семен Афанасьевич Калабалин, Леонид Вацлавович Конисевич, Иван Демьянович Токарев, Василий Тимофеевич Цымбал (Герой Советского Союза), Алексей Григорьевич Явлинский — отец политика Григория Явлинского. А воспитанников, которые благодаря наставлениям, неравнодушию и деятельному участию Макаренко выбились «в люди», попросту не счесть.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии выдающегося педагога.
1. В детстве Макаренко постоянно болел. Лечили его дома рыбьим жиром и йодоформом, поэтому в квартире постоянно стоял тяжёлый запах лекарств. "Его младенческие и детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий, — вспоминал брат Виталий. — Не успевал прорвать флюс, как на глазу выскакивал ячмень, проходил ячмень — начинался карбункул… Антон всё время с перекошенной физиономией, с повязкой на щеке или на шее, с ушами, заткнутыми ватой, сидел над кастрюлей горячей воды. Чтобы скрыть шрамы на шее от карбункулов, он носил или очень высокие воротники, или русские рубашки. Много горя также причинял Антону хронический насморк. Нос у него всегда был слегка распухший и красноватый, а в сырую и холодную погоду делался густо пунцовым, что его печалило ужасно".
2. Одноклассники над Макаренко издевались. Могли привязать что-нибудь к его ноге, или специально вырыть яму, чтобы потом его туда спихнуть. К тому же, будущий педагог постоянно влюблялся в недоступных красавиц, и каждый раз тяжело и долго переживал отказ. Он считал, что Бога нет, жизнь бессмысленна, абсурдна и до ужаса жестока, а рожать детей — преступно. Он клялся, что никогда не женится и не заведет детей, ведь никто так не портит детей, как мать и отец, ничего не знающие о воспитании.
3. Первая жена Макаренко, Елизавета Фёдоровна, была неженственна, а её лицо было изуродовано угрями. Выбор был странным для Антона, всё время страдавшего по красавицам. Но даже в браке он продолжал влюбляться и страдать. Жена смотрела на его увлечения сквозь пальцы и никогда не выказывала ревности. Она была добра к мужу, а он, обычно упрямый и решительный, в её присутствии становился кротким и смирным.
4. В "Педагогической поэме" описан момент, когда он ударил воспитанника Задорова. Это было в самом начале его работы в Горьковской колонии. Макаренко предложил воспитаннику нарубить дров, на что тот ответил: "сам наруби, много вас тут". Учитель не выдержал и избил его. Потом он, конечно, боялся идти с беспризорниками в лес за дровами, зато постоял за свою честь. И Задоров, подойдя к нему, вдруг рассмеялся: "Здорово, что ты мне по морде съездил!". Больше такого никогда не повторялось, однако и этого эпизода оказалось достаточно, чтобы разозлить Надежду Крупскую. Из-за этого Макаренко и собирались уволить из Горьковской колонии.
5. Фотоаппараты "ФЭД" делались по лекалу немецких Leica. Однако СССР лицензий не признавал, поэтому немцам пришлось смириться с кражей интеллектуальной собственности. Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили новую "Лейку". Конечно, бывшим воришкам было нетрудно утащить фотоаппарат у доверчивого немца. Но вот плоды воспитания Макаренко - коммунары быстро разобрали новую модель, сделали чертежи конструкции, собрали и отнесли владельцу, вроде как он фотоаппарат потерял. Так появился улучшенный "ФЭД".
Подготовила: библиотекарь Зяблицева Т.Н