Вы здесь: Краеведение Наш край Краеведческий музей Путеводитель – справочник по Уголку казачьего быта
^Вверх
Путеводитель – справочник по Уголку казачьего быта расскажет Вам о предметах быта казаков об их истории и о том, как ими пользовались. Путеводитель предназначен детям и взрослым, всем, кто хочет узнать что-то новое об истории своего района.
Уголок казачьего быта в библиотеке создавался по крупицам. Экспонаты собраны читателями библиотеки, жителями слободы и сотрудниками библиотеки. Фонд насчитывает более 127 экспонатов. Уголок казачьего быта постепенно пополняется новыми экспонатами.
Здесь собрана подлинная утварь, обстановка, все как в старинном курене. Музейный уголок делится на несколько секций: это собственно «Уголок казачьего быта» и «Предметы советского времени».
На этой странице мы познакомим вас с Уголком казачьего быта, с отдельными экспонатами. А также с историей предметов быта и казачьими традициями.
Уголок казачьего быта
Здесь есть стилизованная казачья горница с сундуками и зеркалами. Есть кухонная утварь: самовар, узорные вышивки, скатерти, глиняная и деревянная посуда. Есть предметы быта: прялка, древние чугунные утюги, маслобойка. Старинные фотографии переносят нас в мир нашего недавнего прошлого. Мы словно оказываемся в казачьей горнице прошлых лет.
Плетень
Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Плетнями огораживалось подворье, дабы избежать шкоды животных. Казаки сами плели эти заборы из лозы, которую заготавливали ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги). «Каждый казак - государь в своем дворе», - так говорит пословица, даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения. Казачки использовали плетни для просушки белья, половичков, кувшинов, а казаки на плетнях сушили рыболовные сети.
Корзины, сапетки, сундучки.
Плетеные изделия занимали большое место в быту и хозяйственной деятельности казаков. Самым обычным и распространенным материалом были прутья (лоза) краснотала, чакона (камыша). Чаще всего плели из ивы. На территории Дона ива растёт и в виде кустарников, и в виде деревьев других разнообразных пород. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты. Редкое хозяйство обходилось без удобных корзин для овощей и рыбы, рыболовных снастей — вентерей, клеток для птиц. Плетеные корзинки, короба, сапетки, сундучки хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение, поэтому в них хранили зерно, рыбу, овощи. Такое широкое распространение промысла и разнообразие плетеной продукции обусловлено доступностью материала — заросли чакона, камыша, левады ив, располагались вдоль берегов Дона. Навыки и мастерство промысла передавались от отца к сыну, от деда к внуку.
В нашем музее также имеется несколько таких экспонатов:
Сундук (скрыня).
В центре хаты обязательно был сундук – скрыня. В сундуке казаки хранили одежду, приданое дочерей, ценные вещи. Обычно его ставили на самом видном месте в парадной – первой комнате хаты. Сверху накрывали накидкой типа половичка.
Обычно такие сундуки делали на заказ у местных мастеров. Основной материал – дерево. По желанию заказчика его обрамляли металлом либо украшали росписью или художественной резьбой. Сундуки были разных размеров, для дома, для поездок. В доме их могло быть несколько, так как шкафов для одежды в то время не было. И все хранилось именно в них.
Внутренняя часть сундука часто была обклеена картинками из старых газет и журналов, а позже фотографиями.
С детских лет для будущей невесты готовилось приданое. Приданое казачка хранила в сундуке. Каждая девушка – казачка готовила себе приданое сама, своими руками.
Зеркало.
Зеркала в интерьерах богатых казачьих домов появляются в 19 веке. Зеркала в то время были в домах только зажиточных казаков.
В начале 20 века они повсеместно распространены и среди рядовых казаков. Обычно их вешали между простенками, под которыми помещались небольшие столики.
Зеркала привозили уже готовые, а затем местные мастера делали для них подставки на четырёх ножках. Само зеркало украшалось деревянной резной рамой. Под зеркалом есть полочка, на которой казачки хранили мониста ( так называли бусы), гребень, украшения. Весной молодые казачки перед выходом на улицу то и дело крутились перед зеркалом, чтобы поправить косу, посмотреть, как смотрится новая кофточка или юбка. У этих больших зеркал казачки гадали в святочные дни. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.
Шали, платки.
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и имел практическое значение. Летом в знойную жару платок защищал голову казачки от солнца. А зимой наоборот – шерстяные вязаные полушалки из овечьей шерсти очень хорошо согревали.
Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца, платки из атласа или шелка, кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали.
На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были двусторонними. Популярны были и шелковые однотонные шали. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы.
Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться Павлово — Посадские платки и шали. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Прялка.
Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись орудием женского труда. Деревянная прялка была обязательным предметом казачьего быта. Её приносили в дар невесте, жене или дочери. Украшенная резьбой или росписью, прялка стояла на видном месте, как символ благополучия семьи.
Донская коза — основа местного народного пухового промысла. Легенда гласит, что казаки войска Донского привозили с собой из походов горных коз. Скрещивали с местными дикими козочками. Считается, от этой пары и пошло современное поголовье коз на Дону.
Прядение и ткачество — дело сезонное, поэтому занимались им с октября по март, то есть все время, когда нет полевых работ. Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, обучали ремеслу девочек. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретёнами, пряли, вышивали, готовили себе приданое. Вязали ажурные платки, чулки, карпетки, варежки, шарфы и телогрейки.
В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирали себе невест.
Гребень – чесало.
Ну, а прежде, чем получить нить для прядения, нужно еще подготовить шерсть или лен. Промыть, просушить, да и расчесать. А вот для расчесывания шерсти и использовали казачки деревянные гребни. Гребни были ручными маленькими и большими.
Гребень — приспособление для чесания льна, шерсти на первоначальном этапе обработки. Для получения эластичного, послушного рукам пряхи материала, овечью шерсть пропускали несколько раз через такой гребень.
Гребень представляет собой прямоугольную деревянную лопасть с длинными зубьями, на ножке. Его вырезали из цельной деревянной пластины, прямоугольной формы с длинной плоской ручкой, заостренной к низу. Зубья пропиливались глубоко, их насчитывалось от 30 до 90 штук, плоские, тонкие заостренные вверху. Чтобы гребень долго служил, его изготавливали из твердых пород дерева.
Гребень с длинной ручкой являлся составной частью прялки.
Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением её "били" специальными приспособлениями на деревянных решётках, разбирали руками или чесали гребнями – железными и деревянными.
При гребенном чесании иглы гребня входят между волокнами пучка, зажатого неподвижно одним своим концом и, двигаясь между волокнами, распрямляют их, разъединяют друг от друга и очищают от мусора и более коротких волокон.
Домотканые коврики.
Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке, они изготавливались из очёсов льна, конопли, также использовали лыко и солому. Половики из грубых материалов стелили на пол при входе в курень, а коврики из более мягких тканей применялись как покрывала. Рачительные хозяйки использовали для изготовления ковриков остатки ткани, в ход шли поношенные вещи. Наши бабушки и прабабушки изготавливали такие коврики на ткацком станке или плели крючком. В первом случае они были длинны и узки, а во втором — круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы ткани, нарезанные из старых вещей.
Назначение таких ковриков различное. Одни вязаные коврики украшают крышки сундуков, столов, а другие – утепляют пол у двери, кроватей и лавок. Такие коврики лежат перед входом в летнюю кухню и внутри на полу.
В нашем уголке представлены коврики вязаные крючком из полосок ткани.
Маслобойка (па́хталка).
Еще до появления маслобоек масло сбивали в кринках. В русском быту маслобойки появились с середины XIX века.
В казачьем быту маслобойка была самым необходимым предметом для большой хозяйственной семьи. Это специальное приспособление для изготовления масла путем сбивания. Изготовленная однажды маслобойка, передавалась из поколения в поколение. Сбивание масла в казачьих семьях считалось традиционно женским делом. Как правило, хозяйки занимались изготовлением масла рано утром, подальше от чужих глаз, так как считалось, что недоброжелательный взгляд мог испортить этот ценный продукт.
Маслобойка представляла собой сосуд цилиндрической формы, вытянутый и узкий, изготовленный из дерева. Высота сосуда могла достигать 70–80 см, а диаметр — 15–20 см. У такой маслобойки была крышка с отверстием для мутовки (приспособление для размешивания).
Маслобойка была хорошим помощником на кухне казачки. В разное время она выглядела по-разному. Первые маслобойки были напольными. К маслобойке полагался поршень: отшлифованная палка с укрепленным внизу диском с прорезями или крестовиной. В маслобойку наливали сливки и начинали пахтанье масла — взбивание сливок движением поршня вверх-вниз. Примерно через час происходило отделение молочного жира, кусочки которого слипались, становясь всё более плотными. Их вынимали, промывали холодной водой и лепили продолговатый ком весом в 1 фунт — 450 граммов. Фунтами масло продавали на базаре. Оставшаяся после пахтанья сыворотка тоже шла в дело: на ней пекли пироги и блины.
На смену круглым маслобойкам-пахталкам пришли прямоугольные, в виде «ящичков» из тонких дощечек. В боковой стенке — ручка от железного вала, уходящего в маслобойку. На вал крепились металлические или деревянные лопасти, вращением которых и пахталось масло. По такому же принципу работала и более современная жестяная самодельная маслобойка цилиндрической формы, внутри у неё две деревянные лопасти.
Со временем стали использоваться настольные.
В нашем музее представлено два вида маслобоек – напольная вертикальная и прямоугольная в виде ящичка.
Керосиновая лампа.
Дело в том, что казаки часто бывали в заграничных походах и везли оттуда «трофеи». Та же лампа с прямой колбой была произведена в Германии в XIX столетии.
Казаки обычно имели крепкое хозяйство, потому лучины, сальные свечи и примитивные масляные коптилки – это не про них. Керосиновые лампы были обыденной, но в то же время и «статусной» вещью.
Притом светильники были, в основном, подвесные, с хорошим отражением – дескать, «вот кум надумает в зимнюю завируху приехать-погостить, а наш курень за версту видать – не заблудится; в самом же курене – красота – хоть ты иголки собирай, так светло и знатно!».
Первая керосиновая лампа появилась в 1853 году – это было сенсационное событие. Простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал весь мир и вытеснил свечи и масляные светильники. Фарфоровая или стеклянная керосиновая лампа освещала дома богачей, а железная – дома бедняков – до появления электрического освещения. В домах казаков электричество начало появляться только в двадцатые годы XX века.
В нашем музее есть и подвесная, и настольная лампа.
Коромысло.
В настоящее время такой предмет, как коромысло, почти забыт, его мало где можно увидеть, если только в далекой глубинке, в деревнях и селах, где живы еще национальные обряды, обычаи. А ведь когда-то коромысло было в хозяйстве у казачек одним из главных предметов! Не было ни одного двора, где бы им не пользовались, оно считалось первостепенным предметом станичного быта.
Это дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер, кладётся на плечи и верхнюю часть спины. С помощью коромысла в дом носили воду для питья и других нужд. Коромысло помогало, не уставая, нести на плечах два ведра воды.
Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки или металлические крючки, почти не качались при ходьбе. Их заполняли до самых краев, а любая казачка могла донести ведра на коромысле, не пролив при этом ни капли. Но был еще и маленький секрет, чтобы вода не плескалась, в воду помещали лист клена, а зимой кусочки льда. Многие могли и зачерпнуть воды из реки, не снимая ведра с коромысла! И еще одно правило было: как только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Учились носить воду на коромысле с 10–11 лет.
Коромысло изготавливалось из древесины, которая должна быть легкой, прочной и гибкой, а также противостоящей растрескиванию (береза, сосна, орешник, клен и др.) Из ствола топором или же рубанком вырезали готовое изделие. На края коромысла крепили металлические накладки с крючком. Чтобы придать коромыслу нарядный вид - его часто украшали резьбой или расписывали цветами и др.
Стиральная доска.
Стиральная доска была одним из предметов быта у казаков. Она экономила время и улучшала качество стирки. Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи.
Ещё один предмет для стирки, который использовался у казаков, — валёк. Это деревянная плоская колотушка, с помощью которой выколачивали грязь из громоздких и грубых вещей при стирке в проруби или на мостках реки.
До появления стиральной доски бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. Валёк и лопатка для стирки белья — предметы, которыми пользовались хозяйки вплоть до начала XX века. Использовали валёк и лопатку следующим образом: брали его за ручку и ударяли нижней поверхностью по кому мокрого белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость, и так повторяли до тех пор, пока белье не станет чистым.
На смену лопатке и вальку в конце XVIII века приходит стиральная доска. Первые стиральные доски были каменными. Затем появилась рифленая деревянная доска, а за ней металлическая.
Рубель.
Есть в нашем музее и совсем необычный деревянный предмет, на который чаще всего обращают внимание посетители. Расположен он на одной полочке с утюгами. Это рубель. А какое отношение он имеет к утюгам? Самое что ни на есть прямое. Вот послушайте.
Рубель, также известен под названием ребрак - это деревянная ребристая рубленая доска с ручкой.
Русские крестьянки наматывали мокрое, намыленное бельё на скалку и с силой тёрли его ребристой частью рубеля. Чтобы рубели были прочными, выдерживали большую нагрузку, ремесленники делали их из твёрдых пород — берёзы, дуба, ясеня, вяза. Делались рубели из цельного дерева. Так он был прочнее и дольше служил самой чистоплотной хозяйке.
Раньше стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. В старину из доступных средств для стирки был только щёлок — едкий раствор золы, который использовали для замачивания белья и при его бучении (кипячении) в печи. Рубель использовали в следующем этапе стирки, когда после бучения белье выколачивали, а затем отжимали вручную, наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!».
Рубель использовали и для разглаживания сухого белья после стирки. Рубели обычно изготавливали деревенские плотники, которые иногда для красоты украшали свои изделия резьбой. Рубели были важной частью приданого невесты.
Рубель часто преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье, а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано. Так что рубель – это самый настоящий потомок утюга.
Утюги.
А вот теперь пришла очередь и утюгов. В нашем музее их три. Утюг угольный, ориентировочно конец XIXвека. Утюг чугунный цельнолитой нагревательный средний. Утюг чугунный цельнолитой нагревательный для воротничков.
На смену рубелю пришёл чугунный утюг. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине восемнадцатого века.
Самые простые утюги – нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи или на открытом огне. Появились они в восемнадцатом веке. В Россию утюги привез Петр I из Германии. Утюг представлял собой большую ценность, по цене сравнивался с коровой.
На смену тяжелых нагревательных утюгов пришли «углевые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскалённые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскалённую чугунную болванку.
И лишь в 20-е годы прошлого века появились первые утюжные заводы. Тогда стали производится уже отечественные утюги. И такими утюгами еще долгое время пользовались наши предки, так как электричество было не у всех.
Самовар.
Постирали, погладили, а теперь пришло время и для чаепития.
Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его присесть к столу. Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно, зеркало.
Гостям чай обычно разливали хозяйка дома, либо её старшая дочь. Считалось, что они передают хорошее настроение. Казаки пили чай из гранёных стаканов и чашек. Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит, жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки. На «жидкий» чай, сквозь который «Москву видать» обижались. Казаки пили чай горячим, наливая в блюдце, и важно раздувая щёки, дули на напиток.
К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. А ещё часто пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» — огромные куски, которые весили 10-11 килограммов. Его рубили на средние куски, а затем чайными щипцами кололи на маленькие.
Хранили его казачки по-особому: в мешочках из ткани синего цвета. Этот цвет защищал сахар, и он долго оставался белоснежным.
На Дону пили чай по несколько чашек (8-10) за неспешной беседой. Если гость уже не хотел пить, он должен был перевернуть чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара.
Кувшины, махотки, горшки, глэчики, макитры, кубышки, бочонки.
Распространена на Дону была также и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Причем такую посуду можно было встретить и в семье бедного, и в семье зажиточного казака. Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле, и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в которую засыпали глину с песком, два станка: один для гончара, другой для ученика и полки для сушки посуды зимой.
Сначала приготавливали замес: в яму ссыпали глину, песок, добавляли воды, месили. Полученную массу вынимали, клали на лавки, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки для горшков или махоток. Глине придавали форму на гончарном круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок или махотка принимали нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки.
После просушки гончар складывал их в горн, вырытый в земле, и выжигал. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров.
В казачьем быту глиняная посуда занимала значительное место: ценились, прежде всего, ее практические свойства. Ее любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. По форме и декору глиняной посуды можно было понять для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, темные – для пива и кваса, черная керамика – для приготовления пищи в печи.
Махотки – низкие кувшины с широким горлом, по-русски “крынка”. Макитры – большие широкие горшки. Кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой.
В сосудах с ручкой пищу не готовили. Большие глиняные сосуды – для засолки овощей, обычно хранились в погребе, имели, светлую окраску, чтобы лучше было видно их в темноте. Существовала и особая посуда – для выхода в поле. Для удобства доставки в поле продуктов делали горшки, спаренные одной ручкой.
Деревянные ложки.
Казак без ложки - не казак.
Если кто-то думает, что ложка у казаков была предназначена исключительно для еды или была, в крайнем случае, музыкальным инструментом, то он очень ошибается. Ложка еще была и средством воспитания. Если за семейным столом, во время еды, кто-либо из детей вел себя неподобающе, то старший, обычно дед, облизав ложку, молчком бил ею в лоб проказнику или проказнице, говорят помогало.
Ложки в старину, как правило, были деревянные, причем без всяких там хохломских росписей.
Причем у казаков такая ложка называлась по-разному: челба,чалба, либо чулба (черпак для разливания узваров, ухи, вина).
Такое название происходило, вероятно от близких по звучанию слов черпать, в то же время от слова чурбак.
Самым популярным материалом считалась древесина. Дерево – один из наиболее распространенных материалов для изготовления посуды и утвари небогатых крестьянских и казачьих хозяйств.
Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, дуб.
Бытовые предметы, выполненные из дерева, обладали целым рядом необходимых качеств: они были прочны, водонепроницаемы, служили не один год. Деревянную посуду вырезали вручную с помощью ножа и стамески.
Гармошка.
Хоть пополам тресни, а казаку дай поиграть песни. И еще одна пословица: Мужик с сошкой, а казак с гармошкой.
Казаки - музыкальный народ. Они очень любят попеть, поплясать дома, во время семейных торжеств и праздников, и во время военных походов, в часы недолгого отдыха. Конечно, песни и пляски не обходились без музыки. Музыкальные инструменты делали чаще всего свои же местные мастера – умельцы. Инструменты были самыми простыми, незамысловатыми. Гармошка была одним из основных музыкальных инструментов у казаков. В конце XIX века среди них были популярны гармоники фабричного производства, а также простые губные гармоники («музычки») и двусторонние гармоники с колокольчиками.
Казаки использовали гармошку для сопровождения хороводов и песен, в том числе на молодежных посиделках.
Использованная литература:
1.Тикиджьян Р.Г. История и культура народов Донского края и казачества. Научно–популярное и учебно–методическое издание.- Ростов–на–Дону: ООО»Донской издательский дом». 2010.–448с.
2. Шумов В.В. Донская станица в старину. Краеведческие очерки. – Ростов–на–Лону. ООО «КСС». 2012. – 160с.
3. Харузин М. Сведения о казачьих общинах на Дону. Материалы по обычному праву, собранные Михаилом Харузиным/Под ред. Небратенко Г.Г., Филиппова К.С. – Ростов–на–Дону, ООО «Издательство Артель». 2024.-288с.
4. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)/А.П.Кашкаров. – Изд. 2–е. – Ростов–на–Дону: Феникс. 2016.–125с.
5. Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм/учебное пособие. Сост. Филиппов К.С. Издание исправленное и дополненное. – Ростов н/Д: ООО «Издательство Артель». 2010.–168с.
6. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи и праздники донских казаков. XVII – XX вв.: Ростов н/Д: издательство «Приазовский край», 2002.–304с.
7. Как у нас – то было на тихом Дону./Новак Л., Фрадкина Н., Мовчан А. Историко – этнографические очерки. – «Ростовкнига»: Ростов н/Д. – 2013.–140 с.
8. Донской фольклор (хрестоматия)/Сост.: С.Г.Махненко., К.С. Филиппов. – Ростов н/Д.: НПК «Гефест», 2002.–320с.
Ждем вас по адресу
Ростовская область,
Родионово–Несветайский район
слобода Родионово-Несветайская
ул. Пушкинская 26
Телефон: 8-863 (40)31 2 46
Путеводитель – справочник по Уголку казачьего быта. Для широкого круга пользователей/МБУК Родионово–Несветайского района «МЦБ»: сост. Т.Н.Зяблицева. – Родионово–Несветайская, 2024. – 10с.: ил. – 1 экз. – Текст: непосредственный.