^Вверх
С. Я. Маршак
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964гг.) был русским (советским) писателем, философом, переводчиком, критиком и детским поэтом. Среди его русских переводов – сонеты Уильяма Шекспира, стихи Уильяма Блейка и Роберта Бернса, а также рассказы Редьярда Киплинга. Максим Горький провозгласил Маршака «основоположником детской литературы»
Родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж в еврейской семье. Его отец работал на мыловаренном заводе, а мать занималась воспитанием шестерых детей. В раннем детстве Самуил получил хорошее домашнее образование, а затем учился в гимназии г. Острогожска (пригород Воронежа).Самуил начал писать стихи еще в раннем детстве.
В 1902 году семья Маршака переехала в Санкт-Петербург.
В 1904 году Самуилу был поставлен диагноз туберкулез, и он больше не смог жить в холодном климате Санкт-Петербурга. Максим Горький организовал проживание Самуила с семьей в черноморском курортном городке Ялта (1904-1907),
В 1904 году он опубликовал свои первые работы в журнале «Еврейская жизнь», а в середине и конце 1900-х годов Маршак увлекается идеей сионизма. В 1907 году Маршак возвращается в Санкт-Петербург и публикует свои многочисленные работы в популярном журнале «Сатирикон». Из-за политической нестабильности Самуил не может поступить в университет и зарабатывает себе на жизнь, давая уроки письма статей для газет и журналов. В 1912 году Маршак переезжает в Англию и изучает философию в Лондонском университете. По его словам «Он влюбился в Английскую культуру и поэзию». На последнем курсе он опубликовал свои переводы стихов Уильяма Блейка, Роберта Бернса и Уильяма Вордсворта в России. Маршак также перевел Шекспира, Байрона и Киплинга. Незадолго до Первой Мировой войны, в 1914 году, он возвращается в Россию и посвящает себя переводам. В 1914 году Самуил и его жена работали с детьми еврейских беженцев в Воронеже.
Смерть маленькой дочери Маршака (в 1915г.) направила его к детской литературе». В 1917 году он переезжает в Краснодар, чтобы возглавить театр для детей, и именно там он и группа энтузиастов организовывают «Детский Городок», в который входит театр, библиотека и студии. Для этого театра Самуил становится соавтором пьес, которые впоследствии стали книгой «Театр для детей».
От написания детских художественных произведений он переходит к написанию стихов для детей. С 1922 года он работает в издательстве «Радуга», где публикует: «Багаж», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот такой рассеянный», «Синяя птица». Все это становится очень популярным. В 1937 году Маршак переезжает в Москву, где работает над детскими книгами и переводами. Во время Второй Мировой войны он опубликовывает сатиры против нацистов. После войны Самуил продолжает издавать детские книги, в том числе: «Разноцветная книга» и «Круглый год» выпущенные в 1948 году, а также «Тихая сказка» выпущенная в 1956 году.
В минувшие года своей жизни он написал «афористические» стихи, которые назвал лирическими эпиграммами. Они были опубликованы в его последней книге «Избранные слова». Он опубликовал три пьесы-сказки: «12 месяцев» вышедшая в свет в 1943 году, «Горя бояться – счастье не видать» (1962г.), «Умные вещи» (1964г.), также перевел произведения Джанни Родари и Эдварда Лира. Многие из его переводов настолько укоренились в русской культуре, что часто шутили, что Маршак был не столько переводчиком, сколько соавтором. Самуил Маршак четыре раза был удостоен Сталинских премий в разные годы, двух орденов Ленина и других орденов и медалей. Умер С.Я. Маршак,4 июля 1964 года в Москве.
Джонатан Свифт
Джонатан Свифт – ирландский писатель-сатирик. Он известен по своим произведениям «Путешествие Гулливера», был деканом (настоятелем) собора Святого Патрика в Дублине. Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине, Ирландия. Его отец, которого также зовут Джонатан Свифт, был мелким судейским чиновником. Он умер за два месяца до рождения сына. Оставшись без дохода, мать Свифта приложила все свои силы, чтоб обеспечить своего новорожденного ребенка. Кроме того, Свифт был очень болезненным. Позже обнаружилось, что он страдал от болезни Меньера – заболевание внутреннего уха, которое сопровождается тошнотой и ухудшением слуха. В попытках дать своему сыну лучшее воспитание, мать Свифта отдает его Годвину Свифту, брату её покойного мужа, члену многоуважаемого адвокатского и судейского сообщества Gray’s Inn. Годвин Свифт отправляет своего племянника на обучение в гимназию Kilkenny (1674-1682), которая была, скорее всего, лучшей в Ирландии в те времена.
В возрасте 14 лет Свифт поступил на бакалавра в Тринити-колледж Дублинского университета. В 1686 году он получил степень бакалавра по гуманитарным наукам и продолжил обучение для получения степени магистра. Но в Ирландии начались беспорядки, а король Ирландии, Англии и Шотландии вскоре был свергнут. Эта гражданская революция стала называться «Славная революция» в 1688 году и она побудила Свифта перебраться в Англию и там начать все заново. Его мать помогла устроиться ему на должность секретаря у почитаемого английского государственного деятеля, Сэра Уильяма Темпла. На протяжении 10 лет Свифт работал в Мун-парке в Лондоне в качестве помощника Темпла, выполняя поручения, связанные с политикой, а также помогал с исследованиями и публикациями его собственных эссе и мемуаров. Темпл был поражен способностями Свифта и через некоторое время начал доверять ему более деликатные и важные дела.
В течение десяти лет работы на Темпла Свифт дважды возвращался в Ирландию. В путешествии в 1695 году он выполнил все необходимые требования и принял духовный сан англиканской церкви. Под влиянием Темпла он также начал писать, сначала короткие эссе, а потом, позже, манускрипт для книги
В 1704 году Свифт анонимно публикует произведение «Сказка бочки» и памфлет «Битва книг». «Бочку», которая стала довольно популярна в общественных массах, жестоко осуждали в церкви Англии. Якобы, он подверг критике религию, но на самом деле Свифт всего лишь пародировал гордость. Тем не менее, его произведения снискали ему репутацию в Лондоне, и когда в 1710 году тори пришли к власти, они попросили Свифта стать редактором их консервативного еженедельника (англ. “The Examiner”). Через некоторое время он полностью погрузился в политическую среду и начал писать одни из самых резких и известных политических памфлетом, включая такие как «Поведение союзников» (англ. “The Conduct of the Allies”) и «Атаканавигов» (англ. “Attack on the Whigs”).».Когда он увидел, что тори скоро будут свергнуты с власти, Свифт вернулся в Ирландию.
В 1713 году он был назначен деканом собора Святого Патрика. Во время служения в соборе Святого Патрика, Свифт начинает работать над своим, впоследствии, самым знаменитым произведением. В 1726 году, с завершением манускрипта, он совершил путешествие в Лондон и воспользовался помощью нескольких друзей, которые анонимно опубликовали его «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» – который более известен как «Путешествия Гулливера». Книга мгновенно стала невероятно успешной. Самое интересное, что большая часть сюжетных событий имеет отношение к историческим фактам, которые Свифт сам когда-то пережил во время сильных политических потрясений.
В 1742 году Свифт пострадал от инсульта и потерял способность говорить. А 19 октября 1745 года Джонатан Свифт умирает. Он был похоронен в центральной нефе собора Святого Патрика в Дублине.
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии. Отец Дмитрия — Наркис Матвеевич Мамин — священник при церкви. Мать — Анна Семёновна Степанова — была учительницей в церковной школе. Учился Дима в школе Висимского завода. В 1864 году перебрался в Екатеринбург.
В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище, где отучился четыре года. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.
Мамин (настоящая фамилия писателя) с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80‑х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
90‑е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90‑х и 1900‑х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге.
Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
В возрасте 60 лет 2 ноября (15 ноября н.с.) 1912 года Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.
ГРИГОРИЙ Остер
Григорий Бенционович Остер – русский писатель, сценарист, драматург, телеведущий, создатель жанра «Вредных советов», автор сценариев к мультфильмам «Котёнок по имени Гав», «Бабушка Удава», «38 попугаев» и многих других. На «Вредных советах» Григория Остера выросли уже несколько поколений читателей, а мультфильмы, снятые по сценариям писателя, стали классикой отечественной мультипликации.
Григорий Бенционович Остер, родился 27 ноября 1947 года в Одессе. После рождения сына семья Остеров переехала в Ялту. Его отец работал токарем в порту, а мать – библиотекарем в клубе моряков. Она наизусть читала стихи Пушкина и Лермонтова, укладывая ребёнка спать. Поэтому Григорий Остер с ранних лет увлекался литературой и сам писал стихи. В начале 1960-х годов, когда стали издаваться собрания сочинений великих русских писателей, а не разрозненные сборники, Остер, перечитал от корки до корки собрания А. Чехова, А. Куприна, В. Вересаева и многих других. В подростковом возрасте его сильно увлекла поэзия Б. Пастернака. Когда вышла серия «Библиотека фантастики» он, разумеется, прочёл там всё, и особенное внимание уделил произведениям братьев Стругацких. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский и А. Дюма-отец, которым он отдаёт предпочтение по сей день. Единственного послевоенного ребёнка родители неохотно отпускали на улицу, но он всегда находил способы, чтобы встретиться с друзьями.
Общеобразовательную школу Остер закончил уже в призывном возрасте, поэтому после её окончания его забрали в армию. Попав на Северный флот, он прослужил матросом три года. После армии Григорий Остер поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве на отделение драматургии и другого пути у него уже не было при его увлечённости литературой. Он учился на заочном отделении и работал ночным сторожем в знаменитом музее Ялты «Поляна сказок». За годы учёбы он принципиально изменил направление своего творчества. Если первое время он сочинял взрослые стихи, на две единственные темы, которые были приемлемы в советской поэзии 1970-х годов – партия и любовь к партии, то в дальнейшем он понял, что поэзию для детей не обязательно окрашивать идеологией и перепрофилировался на детскую литературу.
Первый сборник стихотворений Григория Остера, предназначенный для взрослых читателей, вышел в 1974 году. Редакторы значительно сократили его тексты, что очень расстроило автора. Но это стало для него полезным опытом общения с издательствами.
В 1975 году Остер выпустил книгу сказок для детей «Как хорошо дарить подарки», которая вызвала повышенный интерес у читателей. Будущие герои мультфильмов по его сценариям впервые появились именно на страницах этого сборника. Удав, Слонёнок, Попугай и Мартышка потом стали персонажами мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка удава». Драматургический опыт писателя добавил ему известности после того как его пьеса «Человек с хвостом», датируемая 1976 годом, была поставлена в нескольких кукольных театрах и имела очевидный успех.
Серия «Вредные советы» писалась для публикации в разных журналах в виде небольших стихотворений. Идея давать советы по принципу «наоборот» долгое время не нравилась государственным деятелям и благовоспитанным гражданам советской страны, поскольку она подрывала устоявшийся авторитет учителей и сформированные десятилетиями принципы воспитания детей. Первый вредный совет «Храбрый повар» был опубликован в журнале «Колобок» в 1983 году. Затем, один за другим, появились остальные. В радиоэфире, специально организованном для обсуждения литературных новинок, ведущие стали зачитывать гневные письма от дедушек и бабушек, недовольных таким отношением к воспитанию. В то же время на радиостанцию стали приходить пачки писем от самих детей, которые заверяли редакцию и автора, что вредные советы – это очень смешно, но никак не повод, чтобы поступать так, как в них предлагается. Дети как-то сразу поняли, что с ними затеяли какую-то необычную игру. Когда сборник «Вредных советов» издавался целиком, в его вступлении автор написал, что учёные обнаружили группу детей, которые привыкли всё делать неправильно. Когда таким детям советовали помыть руки, они, наоборот, этого не делали. А когда следовало бы с кем-то поздороваться, они молчали. И тогда автор придумал давать таким детям вредные советы, чтобы они, действуя вопреки, поступали правильно. С 1983 года книга четыре раза переиздавалась без картинок и в мягком переплёте. За это время новый жанр успел завоевать умы не только детей, но и взрослых. Кода в 1994 году вышло солидное издание «Вредных советов», оно стало бестселлером. Со временем у Григория Остера появилась масса подражателей давать вредные советы, которые публикуются на просторах интернета. Это нисколько не смущает автора, скорей, наоборот, он планирует изучить их и издать книгу под своей редакцией «Вредные народные советы».
Помимо «Вредных советов» в 1990-е и 2000-е годы Григорий Остер издал другие книги, предназначенные для детей – «Великое закрытие», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее», «Детские суеверия», «Тринадцать жадностей», «Воспитание взрослых», «Приметы и суеверия», «Одни неприятности», «Школьный сонник», «Приключения Пифа» и много других.
Сам автор больше всего дорожит своей «Сказкой с подробностями» (1998 год), написанной в жанре гипертекстуального романа. Эта книга одинаково интересна и детям, и взрослым, только смеются они, возможно, в разных местах. Особое место в творчестве Остера заняли «Ненаглядные пособия» по физике и математике со смешными задачками и учебники по вымышленным наукам, куда вошли «Папамамология», «Воспитание взрослых», «Квартироведение», «Конфетоедение», «Задачничек про дружбу и драку», «Задачничек про любовь и поцелуи», «Вритература» и «Как подглядывать в будущее». Произведения необычного детского писателя читают за рубежом те, кто покинул Россию и не забыл русский язык. Остер даже хочет создать Орден русского языка для людей, проживающих за границей, которые прививают своим детям любовь к родной речи.
Последняя серия смешных историй, которая издана Остером, называется «Дети и эти». Это попытка проанализировать вечную проблему взаимоотношений детей и их родителей. Только автор остался верен своему хитрому принципу «наоборот» и поменял детей с родителями местами. В этих книжках то, что обычно делают взрослые, исполняют дети, и наоборот.
Книги Остера наполнены загадками, неожиданными словосочетаниями и интересными фактами. Они не только развлекают, но и помогают развитию речи, развивают воображение. В лёгкой форме его стихи и сказки затрагивают серьёзные темы – культуру поведения, психологию взаимоотношений, безопасность жизни маленького человека. За свои труды в 2002 году Григорий Остер получил Государственную премию в области литературы и искусства, а в 2012 году – престижную литературную премию имени Корнея Чуковского. В 2007 году писателю присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. В 2004 году по поручению президента России Григорий Бенционович стал вести Кремлёвский сайт «Президент России – гражданам школьного возраста», на котором писатель своим непринуждённым языком объясняет детской аудитории, как устроено государство и чем занимается Президент страны.
Остер живёт в Москве, но отдыхать любит в родном Крыму.
Астрид Линдгрен
Линдгрен Астрид Анна Эмилия (урождённая Эрикссон) (1907—2002), шведская детская писательница.
Родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье. После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор), удачно вышла замуж.
Первая повесть Линдгрен — «Пеппи Длинный Чулок» — увидела свет в 1945—1952 гг. Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве. С той поры истории Астрид Линдгрен «одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир». Линдгрен написала более ста книг, часть из них переведены на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах. «Карлсон, который живёт на крыше» (1955—1968 гг.) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых.
Обращалась Линдгрен и к романтическим историям («Братья Львиное Сердце», 1979 г.; «Ронни, дочь разбойника», 1981 г.), и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946 г.), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых — озорной Эмиль из Лённеберги (1963—1970 гг.).
В 1957 г. Линдгрен стала первым детским писателем, получившим от Королевства Швеция медаль за литературные достижения. Ей присуждено огромное количество наград и премий, в том числе Международная золотая медаль X. К. Андерсена, которую называют «малой Нобелевской», премия имени Льюиса Кэрролла, Международная золотая медаль Льва Толстого, награды ЮНЕСКО, «Серебряный медведь» (за фильм «Ронни, дочь разбойника»).
Умерла 28 января 2002 г. в Стокгольме.